Червячный редуктор: преимущества, недостатки и особенности применения

Червячный редуктор

Червячный редуктор представляет собой оборудование, преобразующее момент силы двигателя с использованием червячной передачи, работающее за счет сцепления зубьев вала и колеса. Червяк – винт с резьбой. Во время его вращения витки резьбы перемещаются по оси, и зубья колеса двигаются в том же направлении. Редуктор может иметь одну, а также несколько ПП – (механических) планетарных передач – передач вращательного движения. Двигатель со встроенным червячным редуктором называется мотор-редуктор. Благодаря своей конструкции, они практически беззвучны, компактны, процесс работы плавный, довольно востребованы в машиностроении

Оси червячного или косозубого, колеса и червяка пересекаются под прямым углом, образуя червячную передачу, расстояние между этими деталями определяет размер самого устройства. За основу червячной передачи взята зубчато-винтовая. Несмотря на это, они сильно различаются. В червячной передаче зубья заменены витками резьбы, а сама шестерня – винтом-червяком. Передачи делятся на цилиндрические и глобоидные (в зависимости от вида червяков с соответствующими названиями).

Преимущества червячного редуктора

  • небольшие размеры;
  • большое передаточное число;
  • мало шума в процессе работы;
  • самоторможение.

Недостатки червячного редуктора

  • довольно низкий коэффициент полезного действия (около 40%);
  • повышение температуры в конструкции;
  • невозможность подключать редуктор к устройствам с высокой мощностью;
  • низкий ресурс выработки.

Использование червячного редуктора

Червячный редуктор становится незаменимым устройством, если необходимо увеличить момент силы, понизить частоту вращения и использовать механизм переменно.

Учитывая это, можно понять причину столь широкого применения данного оборудования в подъемниках, насосах, бетономешалках, конвейерах, мотор-редукторах.

Существует три вида червячных редукторов:

  • одноступенчатый;
  • двухступенчатый;
  • зубчато-червячный (так же червячно-зубчатый и комбинированный).

Наиболее распространены одноступенчатые. Устройства с двумя ступенями применяют при высоких передаточных значениях. Первым присуще различное положение червяка от модели к модели: сбоку колеса (вертикально или горизонтально), сверху или снизу от него. Это определяют требования к компоновке. При боковом положении может вызывать трудности процесс смазки подшипников.

Главным условием пользования любого вида и условием повышения коэффициента полезного действия является обильная смазка различными сильно вязкими средствами. Червяк должен находиться в масле на высоту витка. Если винт не окунается в масло при максимально возможном уровне, помещают маслоразбрызгивающие кольца.