Как согнуть фанеру — доступная и пошаговая инструкция

Как согнуть фанеру в домашних условиях, самостоятельно, не представляет никакого труда, если это делать грамотно, соблюдая все правила. В некоторых случаях нет смысла прибегать к размягчению, например, если деталь будет закреплена на достаточно жестком каркасе.

 как самому согнуть фанеру

Как согнуть фанеру

В некоторых случаях, нет смысла прибегать к размягчению: например, если деталь будет закреплена на достаточно жёстком каркасе, она сама со временем примет нужную форму вследствие естественных перепадов влажности.

Другим частным случаем можно назвать необходимость согнуть фанеру под радиусом, меньше допустимого для определённой толщины. Здесь стоит использовать как размягчение листа, так и его механическую обработку.

Один из методов обработки перед сгибанием — нанесение на внутреннюю сторону изгиба ряда надрезов, параллельных оси сворачивания. Надрезы лучше выполнять конусной фрезой с использованием линейной направляющей.

Глубина канавок должна быть не больше ¾ толщины заготовки, при этом, в итоге, целыми должны остаться не менее двух слоёв шпона.

Если надрезы будут обращены внутрь детали и скрыты из виду, их число и шаг рассчитывать нет смысла.

Образованные впоследствии рубцы могут быть при необходимости выровнены автомобильной шпаклёвкой и отшлифованы до гладкого состояния.

При должном усердии, можно рассчитать сокращение длины дуги при сгибании, используя заведомо известные угол и радиус изгиба. В этом случае, число надрезов будет равно частному от деления сокращения дуги на толщину фрезы в самой широкой части захода.

как самому согнуть фанеру

Как согнуть фанеру: 2 часть

Нужное число надрезов нужно равномерно распределить по всему радиусу изгиба.

Перед фиксацией на шаблоне, образованные на фанере надрезы заполняют качественным клеем для древесины, например Titebond 2. Выступающий клей можно сразу снять шпателем или отшлифовать после высыхания.

На время застывания клея, фанера жёстко фиксируется на шаблоне.

Облегчить размягчение толстой фанеры также можно перфорацией заготовки. Отверстия диаметром в 2–3 значения толщины фанеры выполняют корончатой фрезой или сверлом Форстнера в шахматном порядке с шагом около 80–100 мм между ними.

Степень перфорации может быть и больше, это определяется как податливостью фанеры к сгибанию, так и требуемой итоговой прочностью детали. Естественно, такой метод изгиба подходит только для скрытых технологических элементов, не образующих финишной плоскости.

При желании, согнутую деталь можно обшить с одной или обеих сторон шпоном или тонкой фанерой, предварительно размягчив их.

Гибка по шаблонам

В простейшем случае, роль шаблона могут выполнять отрезки твёрдой фанеры, имеющие форму профиля изгиба. Поскольку большинство деталей изгибают по одному контуру с обеих сторон, то и шаблоны изготавливают парными, а затем скрепляют между собой распорками чуть меньше ширины детали.

Шаблоны, также, могут быть разными при необходимости согнуть деталь неправильной формы, то есть, искривлённую по двум осям.

Другая разновидность шаблона — каркас из брусьев, не образующий точного контура изгиба. В этом случае, поперечные брусья располагают в точках прижима, то есть, на самых выступающих и вогнутых частях профиля детали.

Для крепления в промежуточных точках, можно добавить в каркас произвольное количество перемычек.

При изготовлении каркаса нужно учитывать тип используемых прижимных устройств.

Так, на вкладышах из фанеры могут быть предусмотрены отверстия для губок струбцин, а сам каркас может комплектоваться дополнительными рёбрами жёсткости в направлении действия прижимных и растягивающих нагрузок.

Если деталь имеет равномерный изгиб по всей длине, её можно зафиксировать и без каркаса, например, стянуть верёвкой, тросом, цепью с винтовым фаркопом или при помощи строповочных ремней.

как самому согнуть фанеру

Изготовление композитных деталей

Согнуть детали сложной формы можно, путём поочередного наклеивания слоёв распаренного шпона на заготовку требуемой формы.

На практике, это метод избежать возни с толстыми деталями, ибо, на крутых изгибах гораздо проще иметь дело с тонкими листами из-за малых значений допустимого радиуса.

В простейшем случае, основа образуется относительно толстым перфорированным листом фанеры, допустимый радиус изгиба которой заведомо ниже требуемого. Такая деталь, скорее всего, не будет обладать необходимой прочностью, поэтому впоследствии её «обшивают» ещё несколькими тонкими слоями.

В каждом случае выполняется клеевое соединение по всей плоскости, листы предварительно размягчают, чтобы они не выправляли форму сердечника.

Обшивка может выполняться не только с целью придания прочности. В ряде случаев, один или несколько внешних слоёв преследуют чисто декоративную функцию.

Например, тонкие листы шпона могут скрыть следы крепления заготовки к шаблону, а фанера замаскирует перфорацию или надрезы. Также, возможна оклейка детали пластиком, ламинированным шпоном и иными финишными материалами, плохо сохраняющими форму.

Оставить комментарий